Как разработчики из России запустили первый в истории магазин приложений для iPhone задолго до App Store

В последнее время на компанию Apple оказывается сильное давление с целью официально разрешить сторонние магазины приложений на iPhone. Подобные нормы законодательства могут начать действовать в ряде европейских стран уже в следующем году.

Нынешняя ситуация с удалением приложений из отечественного App Store тоже не предвещает ничего хорошего и альтернативный магазин нам точно не помешал бы.

Предлагаем вспомнить один успешный проект стороннего магазина для iPhone, который появился еще до App Store.

Почему в Apple затянули с собственным магазином приложений

В январе далекого 2007-го года в рамках конференции Стив Джобс презентовал общественности первый смартфон компании Apple. Устройство сочетало в себе три гаджета: плеер iPod, телефон для звонков и интернет-коммуникатор. Гаджет стал революционным и перевернул с ног на голову всю индустрию.

Это событие ознаменовало закат эры компаний вроде и , которые не смогли приспособиться к реалиям рынка, и дало старт новым разработкам и проектам вроде и .

В тему: Эти 13 операционок хотели стать конкурентом iOS

Новый гаджет с яблочком поступил в продажу и имел множество железных и программных ограничений по сравнению с популярными смартфонами того времени.

Главной и самой важной проблемой тогда было полное отсутствие сторонних приложений. Не было возможности скачать программу или игру, в самой операционной системе не предусмотрели возможность установки дополнительного софта.

Пользователи были готовы мириться с отсутствием скоростного (на тот момент) 3G-интернета и снимать на скромную 2-мгапиксельную камеру без автофокуса, вспышки и возможности видеозаписи, но использовать гаджет с набором из 15 стандартных приложений было крайне сложно.

Против встроенного в систему магазина приложений выступал лично . На презентации первого смартфона он хоть и анонсировал возможность выпуска сторонних приложений, но сразу же оговорился, что это должны быть веб-расширения для браузера .

Разработчики восприняли такую новость без энтузиазма, ведь в таких жестких рамках нельзя создать действительно функциональное и полезное приложение для iPhone. О серьезных играх с топовой графикой и думать не приходилось. Только спустя 10-15 лет технологии веб-разработки позволили выпускать веб-приложения, не уступающие по возможностям полноценным программам, с подключением большинства модулей смартфона.

В 2007 году хотел оградить iPhone от стороннего ПО, сделав систему максимально стабильной и безопасной. К счастью, уже через несколько месяцев мнение Стива изменилось и в Купертино начали устранять досадный недочет.

Осенью компания представила , пообещав интегрировать магазин приложений в следующем году с крупным обновлением системы.

Читайте также  Эти 15 игр скоро исчезнут из Apple Arcade. Такого ещё не было

С такими ограничениями и существовал iPhone 1-го поколения целый год. Добавьте к этому полное отсутствие локализации iPhone OS на многие языки и получите огромный потенциал для творчества

Есть спрос – будет и предложение

Сторонние разработчики, понимая масштаб проблемы, попытались восполнить пустующую нишу. Так за первый год существования iPhone сразу несколько групп энтузиастов выпустили свои неофициальные магазины приложений для яблочных смартфонов.

Больше всего преуспели отечественные программисты. Группа из трех энтузиастов в Питере быстро организовалась и взялась за работу.

Основал небольшой стартап Александр Козырев, который позднее руководил проектом и отвечал за организационные вопросы. Основную часть разработки вели программисты со стажем Вячеслав Карпенко и Кирилл Мурзин. Ранее в их портфолио числилось несколько программ и дополнений для операционной системы . С такой базой знаний и навыками они с энтузиазмом взялись осваивать новую операционную систему Apple.

Первым проектом стала локализованная клавиатура для iPhone OS, которую удалось создать всего за несколько недель после знакомства с гаджетом. iPhone в то время официально не продавался в России и подобный способ локализации очень приглянулся так называемым “серовозам”.

Кошелек разработчиков начал активно пополняться донатами, а почту засыпали всевозможными хотелками и просьбами по дальнейшему развитию проекта. Так было принято решение выпустить первый коммерческий пакет локализации для iPhone.

Ребята быстро придумали название для своего стартапа и взялись за работу. Первую группу отечественных разработчиков для платформы стали называть RiP Dev, (сокращенно от ).

Уже в декабре 2007 года на просторах сети появилась готовая сборка ПО под названием Русский Проект. В нее входили модифицированные файлы прошивки для подмены оригинальных данных. В наборе присутствовали:

▶ Локализация всех стандартных приложений и пунктов меню iPhone.

▶ Возможность поиска контактов с русскими символами.

▶ Отечественная клавиатура с возможностью ввода данных, написания СМС и прочего.

▶ Несколько дополнительных шрифтов для корректного отображения кириллицы во всех уголках системы.

▶ Логотипы местных операторов связи.

▶ Настройки отечественных операторов для работы мобильного 2G-интернета.

▶ Определитель телефонных номеров со встроенной базой кодов регионов и операторов.

▶ Исправления для корректной работы приложения в России.

За такой солидный набор твиков просили всего 500 руб. Оплату принимали на кошельки , и . В веб-архиве сохранилась стартовая страничка этого проекта.

Для оптовых покупателей существовало гибкая система скидок, что породило новый бизнес по русификации ввозимых в страну айфонов. Продавцы и энтузиасты со всех радиорынков страны массово приобретали лицензии и наполняли счета разработчиков.

Читайте также  Foxconn приостановила набор сотрудников на сборку iPhone 14 из-за нового локдауна

Что еще делали отечественные программисты

Один из основателей проекта решил развивать компанию и выходить на международный рынок. В начале 2008 года он перебрался в Швейцарию, где зарегистрировал компанию KMK Research. Аббревиатура состояла из первых букв фамилий разработчиков (Карпенко, Mурзин, Козырев).

Козырев отвечал за развитие проекта, а оставшиеся в России Карпенко и Mурзин во всю трудились над новыми разработками. Так за 2008 год в портфолио появилось сразу несколько твиков, дополнений и приложений для iPhone.

Icy – это бесплатный менеджер пакетов для взломанных iPhone, который предлагал пользователю каталог сторонних дополнений с разбивкой по категориям. Утилита по сути была конкурентом всем известной , которая появилась примерно в то же время в среде англоязычных разработчиков.

В тему: Большая история джейлбрейка iPhone

Hood – твик для iPhone OS, который добавлял верхнюю шторку с системными переключателями и ключевыми показателями системы. На тот момент дополнение позволяло включать и отключать , и . Других важных модулей в смартфоне больше не было.

Kate – набор дополнительных настроек и опций для более тонкой подстройки параметров iPhone.

i2Reader Pro – сторонняя читалка электронных книг с поддержкой нескольких популярных форматов.

iPref – клиент для карточной игры преферанс с возможностью подключения и поиска соперников в сети.

InstallerApp – самый крупный и знаковый проект команды , который стал предвестником появления и официально признан первым сторонним магазином приложений для iPhone.

Команда пополнилась другими отечественными программистами. К разработкам удалось привлечь энтузиастов, которые занимались поиском уязвимостей iPhone OS и приложили руку к одной из первых утилит для джейлбрейка – .

Часть приложений и дополнений были бесплатными, а основные разработки продавались по доступной цене и имели огромный успех как в России, так и за рубежом. Это позволило небольшой группе программистов заработать более 1 млн долларов только за 2008 год.

Чем был вызван успех InstallerApp

Самым важным творением ожидаемо стала утилита Installer.app. С её помощью можно было просматривать постоянно пополняемый каталог сторонних приложений для iPhone и устанавливать понравившиеся программы и игры.

Такая возможность появилась у всех владельцев первого поколения iPhone за полгода до презентации официального магазина App Store.

Летом 2009 года Джобс исправил свою прошлогоднюю ошибку, показав под управлением с собственным магазином приложений. Был сделан большой акцент на сторонних разработчиках, к моменту релиза системы в App Store уже насчитывалось , а маркетологи во всю продвигали новую возможность.

Именно тогда появился знакомый слоган тех времен: .

Несмотря на появление “официального конкурента” в лице App Store и набравшей популярность проект продолжал пользоваться успехом у владельцев яблочных смартфонов.

Читайте также  Пользователи iCloud на Windows жалуются на фото и видео от незнакомцев, которые появляются в их библиотеке

Все дело в том, что каталог наполняли не только сторонними утилитами, но и взломанными приложениями, которые продавались в официальном магазине. Отечественные владельцы iPhone (как и пользователи в других странах без официального App Store) долгое время были лишены возможности оплачивать заграничные покупки ПО.

Кроме этого утилита помогала с отвязкой смартфона от заграничных операторов, найти так называемый “неверлок” в то время было большой удачей.

Сам помню, как приобрел свой первый взломанный iPhone на радиорынке и сразу выделил для себя пару важных приложений. Это была для установки мелких системных твиков и для бесплатной установки игр и приложений.

Лишь через несколько лет появилась возможность создать американский Apple ID и приобретать приложения через пополнение виртуальной карты QIWI.

В таком виде сторонний магазин успешно просуществовал два года, не имея особых проблем с правообладателями и представителями Apple.

Внутренние проблемы погубили перспективный проект

Успех команды был непродолжительным. Погубили проект не внешние факторы или ограничения, а внутренние проблемы и конфликты.

Между троицей соучредителей начал разгораться скандал. Причиной стали финансовые вопросы, распределение ролей и прибыли в компании. Разработчики и долгое время не вникали в вопросы управления и полностью доверяли заграничной деятельности .

Тот в свою очередь зациклил на себе финансовые потоки и пытался отстранить программистов от управленческих решений. В такой нездоровой обстановке оказалось крайне сложно вести новые разработки, оплачивать текущие счета и удерживать разросшуюся за год команду программистов.

Несмотря на это, команде удалось поддерживать работу 3-ей и 4-ой версий, которые работали на операционных системах вплоть до . Позднее часть разработчиков покинули команду, а основной костяк погряз в череде судов и разбирательств.

Тройка основателей забрасывала друг друга судебными делами как в России, так и за рубежом. Возбуждались дела, грозившие участникам не только административной ответственностью, но и уголовной. Обо всех тяжбах того времени вы можете узнать напрямую от одного из участников событий.

С 2012 года практически бездействовала, а актуальные проекты разработчиков перестали получать обновления и не развивались.

Лишь к 2020 году сторонам конфликта удалось уладить основные споры, оставив неразрешенными множество более мелких претензий. Вот так печально и бесславно завершилась трудовая деятельность одной из первых команд, которые были новаторами в своей нише и “допиливали” яблочную технику, делая её более удобной для конечного потребителя.

Любители техники Apple, заставшие те времена, до сих пор вспоминают проекты , в особенности , долгое время заменявший официальный магазин .

Источник: iphones.ru

iduvbank